Как быстро научить ребенка держать карандаш и ручку: простые способы обучения письму

Некоторые дети, начиная учиться письму в школе, берут пишущий предмет неверно. Эта проблема особенно актуальна в начальных классах. Учителям и родителям трудно с этим бороться. Бытует мнение среди родителей, что ребенок может брать ручку так, как считает удобным. Можно ли так рассуждать? Влияет ли на что-нибудь захват карандаша и как научить ребенка правильно держать ручку? Поговорим об этом обстоятельно.

Научить держать ручку

Откуда берется проблема неправильного захвата карандаша?

Проблема того, что малыш неверно держит карандаш, начиная рисовать или писать, знакома многим родителям. Почему так получается? Эта привычка является следствием неправильного развития ребенка задолго до школы.

Оказывается, все начинается с того момента, когда младенец хватает погремушку. Очень важно обратить внимание, как малыш рисует каляки-маляки задолго до первого класса. Родители должны заметить, как он лепит из пластилина. Все эти действия необходимо совершать правой рукой, используя 3 пальца – большой, указательный и средний.

Примерно с 4 лет можно пронаблюдать, как малыш рисует. Часто дети зажимают карандаш в кулаке. Другие выставляют пальцы и сильно сдавливают его. Нельзя допускать, чтобы ребенок брал в руку карандаш, как ему захочется. Чем раньше приучить малыша к верному захвату, тем проще ему будет писать на уроках в школе. В 6 лет он должен уже уметь писать карандашом. Если человечек уже привык к неправильному захвату, сам он не переучится. Родители должны проявить определенную настойчивость.

На что влияет неправильный захват?

Важно отметить, что от верного держания пишущего предмета зависит здоровье малыша. Если захват будет неправильным, то у него может ухудшиться зрение, иногда развивается сколиоз. Начинается все с нарушения осанки, которое нельзя допустить. В случае, если эти опасности минуют вашего младшеклассника, он будет просто сильнее уставать при выполнении письменных заданий, что отразится на его оценках в школе и, значит, на психологическом настрое.

Умение держать ручку

Если вы хотите понять, как держит карандаш ваш малыш, посмотрите, как он пишет. У неправильного захвата есть свои предвестники. Проверьте, выполняются ли следующие требования:

  • большой палец школьника не должен лежать во время письма ниже указательного,
  • ручку должен поддерживать средний палец, а не указательный,
  • ее нельзя брать «в щепотку»,
  • пальцы надо расположить не слишком низко – близко к пишущей части, и не слишком высоко,
  • во время занятий рисованием надо, чтобы малыш поворачивал карандаш, а не лист бумаги, на котором он рисует,
  • верхняя часть ручки должна быть направлена к плечу,
  • нажим на лист бумаги должен быть в меру сильным и не слишком слабым.
К прочтению:  Можно ли кормящей маме добавлять в блюда майонез: особенности рациона и домашние рецепты при грудном вскармливании

Как надо брать пишущий предмет?

Основной момент – это положение пальцев. Правша держит ручку так: ручку кладут на левую часть среднего пальца. При этом указательный палец поддерживает ручку или карандаш в правильной позиции сверху, большой палец находится слева. У левшей все зеркально противоположно – карандаш на правой стороне среднего пальца и справа от большого пальца, указательный палец – наверху.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как понять, правша ребенок или левша?Захват

Главная задача родителей – научить ребенка так держать карандаш, чтобы рука не уставала в процессе рисования или письма. Когда ребенок отнимает от ручки указательный палец, при правильном захвате она не выпадает из рук. Если она выпадает, ваш школьник держит ручку не так, как надо. К остальным пальцам руки никаких требований нет. Безымянный палец и мизинец могут располагаться там, где ученику удобнее. Чаще всего их прячут внутрь кулачка. Существуют рекомендации, которые помогают школьнику верно брать пишущий предмет:

  • попросите ребенка представить себе, что у него на верхней части среднего пальца со стороны ладони подушечка, пусть он положит пишущий предмет на нее,
  • указательный и большой пальцы как бы охватывают пишущий предмет,
  • три пальца, участвующие в захвате, как бы закругляются и держат ручку,
  • остальные пальцы согнуты и прижаты к ладони,
  • все пальцы расслаблены,
  • можно допустить, чтобы при рисовании или письме рука опиралась об стол верхней частью мизинца,
  • для правильной позиции пальцы должны располагаться на высоте 1,5 сантиметра от пишущего кончика.

Способы привития навыка верно брать пишущий предмет

Как научить ребенка правильно держать карандаш в раннем детстве? Начните с рисования цветными мелками. Для правильного держания мелки поломайте на кусочки в 3 см. Такая длина мелков не даст малышу возможности брать их в кулак. Он сам машинально будет держать их, как надо, с помощью трех пальцев.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка правильно держать ложку?

Следующий совет – нарисуйте будущему первокласснику на среднем пальце кружок, в который должна упираться ручка (рекомендуем прочитать: что должен знать и уметь будущий первоклассник: как подготовить ребенка к школе?). Такой же кружок нарисуйте и на ручке, чтобы при письме ребенок прикладывал ее к пальцу в нужном месте.

Салфетка в кулачкеЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как ребенка-первоклассника научить быстро читать?

Выработать захват нужными пальцами поможет наполовину разорванная салфетка. Целую салфетку трудно удержать маленькой рукой малыша, а половину попросите его взять в кулак и зажать безымянным пальцем и мизинцем, чтобы она не упала. Остальными пальцами малыш должен взять ручку. Он автоматически возьмет ее верно.

Поможет выработке правильной позиции пальцев игра в метание дротиков (дартс). Если дошкольник представит себе, что карандаш – это дротик, и необходимо метнуть его в лист бумаги, пальчики сами сложатся как следует.

Для игры в пинцеты лучше взять ручку, а не карандаш. Представив ее пинцетом, дошкольник должен взять ее тремя пальцами за верхний кончик. Затем пальчики тянутся вниз по ее длине, в результате чего занимают нужную для письма позицию. Еще неплохо поиграть с дошкольником в резинки. Эту игру хорошо знают его бабушка и дедушка.

Другие способы обучения правильной позиции пальцев

Есть еще несколько способов, которые помогут понять, как научить ребенка держать карандаш. Помогут в решении проблемы специальные насадки на ручки и карандаши, которые можно купить в магазинах канцтоваров (см. также: полный список канцтоваров для первоклассника). Эти насадки производят в виде забавных фигурок зверей со специальными выемками для пальцев небольшого размера. При использовании для письма таких насадок очень легко выработать у малыша правильный захват пишущего предмета.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребёнка красиво и правильно писать в правильном положении руки?Ручка самоучка

Существует также такой предмет, как ручка – самоучка. В ней тоже есть выемки для пальцев. Отличие от насадок в виде зверюшек состоит в том, что самоучки делают как для правшей, так и для левшей.

ИНТЕРЕСНО: почему может родиться ребенок левша у праворуких родителей?

Фирма Stаbilо LеftRight выпускает специальные ручки для использования в младших классах и в старших группах детского сада. Они имеют три грани с выемками для пальцев. Они уменьшены по длине и по весу, состоят из мягких металлов. Производители позаботились и о настроении малыша, раскрасив ручки в яркие цвета и придав им нескучный дизайн.

Правильная посадка за партой и столом

Основа того, чтобы школьник не уставал и легко делал письменные задания – верная посадка за столом. Еще во времена наших бабушек учителя рекомендовали соблюдать правило трех прямых углов. Угол в 90 градусов должен образоваться в согнутых коленях под партой, между бедрами и спиной, в согнутых локтях.

Что еще надо делать:

  • ставить ноги вместе,
  • ступни полностью ставить на пол,
  • класть локти на стол,
  • соблюдать расстояние между партой и телом в 2 см,
  • класть тетрадку под углом 30 градусов к телу,
  • голову немного наклонять к парте.

В Интернете вы найдете видео о способах обучить дошкольника правильному захвату. Фото различных насадок на пишущие предметы можно посмотреть в Интернет-магазинах, торгующих канцтоварами.

Выбор оптимальной ручки

В дошкольном возрасте начните с рисования карандашом. Его легче зафиксировать в верной позиции. Когда дошла очередь до ручки, выберите трехгранную форму с резиновым низом, чтобы у малыша не скользили пальчики. Позаботьтесь о том, чтобы материал, из которого сделана ручка, был безопасен для здоровья, поскольку многие дети грызут кончик ручки.

Правильная посадка

Для письма лучше всего подходит шариковая ручка. Стержень должен писать синим или темно фиолетовым цветом. Не покупайте ручки с голубым стержнем. Буквы будут плохо видны на бумаге, и школьник сильнее будет давить на нее.

Оптимальная длина пишущего предмета – от 10 до 13 см. Более длинные или короткие ручки выработают у школьника неправильный захват. Толщина ручки не должна превышать 7 мм, поскольку более толстыми или более тонкими ручками труднее писать.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: учим своего ребенка писать буквы

Подготавливаем ребенка к выполнению письменных заданий

Чтобы малыш вовремя научился хватать ручку и карандаш, надо в дошкольном возрасте развивать у него мелкую моторику. Благодаря этому у него выработается красивый почерк, и учителя будут с удовольствием проверять его домашние задания. Ниже приводятся несколько советов, которые помогут ребенку:

  • попросите у физиотерапевта комплекс упражнений для пальцев и делайте его с ребенком,
  • рассыпьте свои бусы (бусы жены) и попросите малыша нанизать их на новую нитку,
  • перед Новым годом или просто так затейте вырезание снежинок, пусть малыш вырезает самостоятельно,
  • поиграйте в узелки – завязывайте веревку, а ребенок пусть развязывает, потом поменяйтесь,
  • попросите малыша пришить вам пуговицу, оторвавшуюся с рубашки или халата,
  • нарисуйте фигурку, пусть ребенок ее заштрихует,
  • лепите вместе с малышом печенье из теста или фигурки из пластилина,
  • купите турники для пальцев и занимайтесь ими с ребенком.

При соблюдении вышеописанных правил и советов вы с легкостью научите малыша правильной позиции пальцев во время письма. Родители должны полностью контролировать ситуацию, но постараться не наскучить ребенку. Это можно сделать, если перемежать учебу с игрой. Главное, помните – гораздо проще научить малыша правильному захвату в раннем детстве, чем потом переучивать школьника.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее &raquo, Оцените статью:1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (1 оценили на 5,00 из 5) Loading…Поделитесь с друьями!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезная информация о заболеваниях и методы лечения, сайт созданный врачами